Все чаще приходится наталкиваться в интернете на материалы, посвященные проблеме выхода людей из церквей. Так, недавно довелось посмотреть видеовыступление редактора христианских изданий Ивана Лобанова на тему «Может ли верующий человек не посещать церковь?» Иван Лобанов, в частности, сказал: "внецерковное христианство - это нонсенс, исключение из правила" (конец цитаты). Но появление таких вот проповедей на эту тему, обилие материалов в интернете, лишь свидетельствует, что церковь всполошилась, начинает осознавать проблему и бить тревогу. А значит, исключение уже перестает быть исключением, а нонсенс - нонсенсом. Вообще, выходящие из церкви были всегда, но их было единицы. Теперь ситуация стремительно меняется в Европе и даже на просторах бывшего СССР. Наблюдается тенденция массового выхода из церквей, и становление на путь внецерковного христианства.
А вообще, вопрос в этом видеовыступлении поставлен законническим образом: можно или нельзя? Для человека, не находящегося под законом, вопрос так не стоит. Правильнее ставить этот вопрос в парадигме этапов духовного роста. Так, как он поставлен в Библии: "наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного". ( Галатам 4, 1-2). Наверное, Лобанов, как представитель церкви и церковный функционер не может говорить иначе. Но, думается, истинная духовная позиция по этому вопросу все же иная.
У вашего покорного слуги был опыт создания неформальной общины, который я описал в своей книге "Клуб - это серьезно". Пребывая в ситуации руководителя общины, я конкретно уперся в потолок: людям нужен лидер, которому они либо будут подчиняться, либо - манипулировать им, если он слишком мягкий. Нужен, как бегство от ответственности и свободы. Итак, проблема - не в структуре, а - в самих людях. Чтобы было действительно свободное общение, его должны составлять свободные люди. А свободным людям не нужна община, как структура. Их удовлетворяет просто общение. Это же динамический процесс: духовный рост. Кому то реально нужна община, он не может устоять без нее. О таких людях и говорит Лобанов. А кому-то уже тесно, он хочет больше свободы, но порой не понимает, что больше свободы - это и больше ответственности. А кто-то решается заплатить цену, и, заплатив ее, действительно становится свободным. И такой уже не променяет свою свободу ни на что на свете.
Думаю, что Бог не хочет, чтобы человек отпал от веры. Равно, и не хочет, чтобы человек останавливался в своем духовном развитии. И когда для церковного, общинного человека приходит срок, назначенный Отцом, его и начинают донимать мысли об оставлении общины, в которой он не способен реализовать свой потенциал веры. Именно потому, что там он подчинен попечителям и домоправителям.
.
|